«Звенит оркестра медь» — кому не известно это выражение, хотя духовой состоит как из медных, так и из деревянных инструментов (флейты, гобои, кларнеты, саксофоны). Название последних указывает на основной материал, из которого они первоначально изготавливались; в последнее же время используется металл, пластмасса, даже стекло.

Но сегодня в оркестре не услышим звучания гобоя, звуков литавр, пения фагота — во время строевого марша на них не играют. Зато налицо главные инструменты духового: альт, тенор, баритон и бас. Они называются широкомензурными (от лат mensura — мера), трубка у них постепенно расширяется от мундштука к раструбу. Медные инструменты изготавливаются обычно из латуни, иногда из других металлов. В то время как материалы деревянных не влияют на тембр звучания (он зависит от формы канала, а значит, и самого воздушного столба), форма раструба медных существенно определяет его. Происходит это потому, что боковых отверстий у медных труб нет, граница между звучащим внутри воздушным столбом и наружным воздухом всегда находится в области раструба. В отличие от деревянных стенки медных относительно тонкие и отзываются на колебания столба воздуха, участвуя в формировании тембра.

Вот и сейчас героически, призывно звучат трубы, более легко и мелодично по сравнению с ними корнеты. Различаю яркий голос тромбона и взволнованный, трепетный — саксофона, прослушивается ритмичный аккомпанемент валторны, вплетают в общий хор свое прозрачное пение кларнет и почти интимное — флейта, завершают картину энергичные звуки теноров, низкие — баритонов и басов (« тяжелая артиллерия»), дробь больших и малых барабанов, удары тарелок.

Музыканты играют вдохновенно, праздник такой — торжественный и радостный. Когда маршируют подразделения, звучат марши, которые можно услышать во время парада на Красной площади. Перед нами предстала малая частица Советской Армии, и потому естественна связь этого праздника с тем, Всесоюзным. Завершается День знаний маршем оркестра, игра которого и в движении слаженна и четка.

Владимир Иванович Южаков руководит коллективом четвертый год. Встретился с оркестром Южаков, выпускник военно-дирижерского факультета Московской консерватории, во псроружии опыта. Пять лет дирижировал военным оркестром в Чехословакии — было это в начале 70-х — и, подбирая для репертуара произведения Чайковского, Глазунова, Лядова, Римского-Корсакова, а также Дворжака, Сметаны, немало размышлял о том, как с помощью музыки можно объединить людей. Работая военным дирижером Московского высшего общевойскового командного училища имени Верховного Совета РСФСР, выполнял иные задачи. Курсантам, будущим командирам взводов и полков, необходимо было знать, какое сильное подспорье они найдут в духовом оркестре. И потому на концертах и лекциях стремился научить их чувствовать музыку. Он знал, что, если курсант будет разбираться в искусстве, когда-нибудь непременно скажет подчиненным: «Ребята, давайте-ка послушаем»… и поставит на проигрыватель пластинку с музыкой, скажем, Хачатуряна к «Маскараду» Лермонтова. А потому, если после концертов к нему подходили: «Товарищ майор, спасибо за марши, очень понравилось!» — испытывал радость.

© Нет Попсе - www.no-pop.ru