Середина XVIII в. была переломной для оркестра: появились новые жанры — симфония и сольный инструментальный концерт, получившие блестящее развитие в творчестве Гайдна, Моцарта, Бетховена.

Именно в конце XVIII в., когда Бетховен писал первую свою симфонию, окончательно сложился состав оркестра, который называют малым или классическим: две флейты, два гобоя, два кларнета, два фагота (все эти инструменты составили группу деревянных духовых), две валторны, две трубы, две литавры и струнные инструменты. К концу XVIII в. выросли новые оркестры, получившие широкую известность в Европе; среди них парижские «Концерты любителей», лейпцигский Гевандхауз. В России прославились крепостные оркестры Шереметевых и Долгоруких.

XIX век ознаменовался крупными усовершенствованиями духовых инструментов, особенно флейт, валторн и труб. В оркестр вошли арфы, английский рожок и кларнет-пикколо, туба и колокола. С усовершенствованием тубы в середине века закончилось формирование медной группы: валторны, трубы, тромбоны, туба. Был положен конец случайностям в оркестровых составах. Во второй половине столетия лучшими оркестрами мира считались оркестры Наделу, Колонна, Ламурё (Франция), оркестр Нью-Йоркской филармонии, Бостонский оркестр (США), Байрейтский оркестр (Германия), в России — оркестр Мариинского театра (ныне Ленинградский театр оперы и балета имени С. М. Кирова), Бесплатной музыкальной школы, основанной в Петербурге Балакиревым и Ломакиным.

Они имели полные группы струнных, деревянных и медных духовых инструментов. Здесь количество исполнителей приближалось к 100, две трети их падало на струнную группу. Для подобных оркестров писали Чайковский, Римский-Корсаков, Бизе. Вагнер чрезвычайно расширил оркестр количественно и ввел новые тембры медных инструментов. В последнее десятилетие увеличивается четвертое объединение оркестра — ударная группа. Помимо литавр, барабанов, тарелок, бубна, треугольника, ксилофона и многих других, в оркестре появились вибрафон, ксилоримба, маракасы, разнообразные ударные, заимствованные у народов Африки и Южной Америки.

© Нет Попсе - www.no-pop.ru