— Скажите, ну а в чем же все-таки особенность духовой музыки, мне много раз было сказано про «специфичность звучания»?

Этот вопрос задаю музыкантам на репетиции. Людям самого разного возраста — от 15 до 50. Следует заметить, что юных воспитанников не разыскивают по школам с призывами и рекламированием достоинств духовой музыки.

Приходят сюда выпускники музыкальных школ, как правило, знакомые с духовыми инструментами. Начинают учиться в училище и постепенно приобщаются к заботам оркестра. Два года подготовки к армии, потом служба здесь же — за это время из ребят получаются хорошие специалисты. И, пожалуй, не найдется среди музыкантов ни одного, кто не участвовал бы в самодеятельности.

Вот и Володя Южаков в первом классе с удовольствием пел в хоре, а через год в школе появился Афанасий Иванович Бибиков и заворожил мальчишек духовым оркестром. Южакову он почему-то сразу вручил кларнет, определив тем самым его будущее. Во многих интересных коллективах воспитывался потом Владимир — Московское военно-музыкальное училище, Московская консерватория, но тот духовой оркестр детства запомнил на всю жизнь.

Но послушаем музыкантов.

Виктор Новиков: «Наша музыка из души изливается, своими легкими ее выдуваем, потому она так близка к человеческому голосу, а голос — самый совершенный инструмент. Не зря дирижеру так часто формулируют задачу: «Сделайте так, чтобы музыка от сердца шла»…

Виктор Старков: «Губы, зубы, дыхательный аппарат, прямые пальцы — действительно, всем своим существом создаем нашу музыку.

Оганес Аракелян: «Не пальчиками играем, а душой»…

Спрашиваю: — Скажите, а какой инструмент самый главный в оркестре?

Александр Горчаков: «Самый главный? Хороший оркестр. Вы не замечали, что музыка духового похожа на переговоры инструментов?..».

Музыка духового оркестра напоминает краски художников-импрессионистов, — говорит В. И. Южаков. — Никакой другой оркестр не передаст так ярко общее радостное состояние людей, как духовой, не зря Берлиоз назвал наше искусство «музыкой площадей». В самом деле, на народных праздниках не проведете грани между оркестром и слушателями: процесс творчества происходит на их глазах, и потому возникает сопричастность, чувство единения.

И тут мне хотелось бы обратиться к музыкально одаренным подросткам, ищущим выхода для энтузиазма: вы не представляете, ребята, какой комплекс разнообразных ощущений можно пережить, когда инструменты зазвучат слаженно! Тогда-то и оценишь особенность — не упрощенность! — звучания духовой музыки.

— Владимир Иванович, а как же вам представляется «золотой век» духовой музыки?
Примерно так: вы подходите к консерватории. И на афише Большого зала читаете: «Играет духовой оркестр», а публика от самого метро интересуется «лишними билетиками»… А назавтра счастливчики при встречах с гордостью говорят: «Вчера был на концерте духового, какою радостью зарядился надолго»… Или — на телевидении, когда потребуется музыкальная заставка, редакторы не будут лихорадочно перебирать записи популярных эстрадных певцов — кого же «пустить?», а дадут духовой оркестр, и не ошибутся… И телефон в рабочем кабинете военного дирижера не будет накаляться только перед праздниками — «приезжайте, поиграйте!» — это станет обычным явлением…

На прощание музыканты дарят мне небольшой концерт. Звучит увертюра из музыки Е. Птичкина к кинофильму «Два капитана», «Школьный вальс» Д. Кабалевского, «Рондо» Моцарта, известное под названием «Турецкий марш», и зажигательная «Рио-Рита». Музыке тесно в ре-репетиционной комнате, под руками дирижера она рвется ввысь, под своды концертного зала, на зеленую лужайку, в парк. Мне явно недостает соседей-слушателей, чтобы поделиться своими чувствами, и я запоминаю чудную музыку, чтобы она всегда приходила ко мне, когда отчего-то взгрустнется…

© Нет Попсе - www.no-pop.ru