Любит учитель задавать своим ученикам вопрос: где начало музыки? Среди всевозможных суждений и предположений выбирает главные — да, природа и сама жизнь и есть ее истоки, начало начал. Потому-то и стала музыка неотъемлемой частью человеческого бытия.

Что греха таить, поначалу приходят ребята на урок музыки поразвлечься, отдохнуть — музыка-то давно в школе негласно приравнена к второстепенным, необязательным предметам. Но коль не входит она ни по каким параметрам в народнохозяйственные планы, для чего же государство строит новые музыкальные школы, концертные залы, открывает филармонии — неужели себе в убыток? Спросит об этом учитель — призадумается ребята.

А иногда вдруг и такой «внепрограммный» вопрос им задаст: могла ли наша русская классическая литература достичь своих высот, не будь музыки Глинки и Балакирева, Чайковского и Мусоргского? Или отечественная живопись? И можно ли «услышать» картину? Такие дискуссии ведутся обычно с учениками шестых-седьмых классов. А ведь не мешало бы и со старшеклассниками поговорить об этом же. Но увы, у них уроков музыки уже нет. А как ориентироваться подростку в мире, где супермодные музыкальные течения, несущиеся с вихревыми скоростями, захватывают, кружат, не дают опомниться, задуматься? Они, как ветры, выметающие тепло из родного дома.

Не так уж много народных песен включены в школьную программу, все они наперечет: «Вниз по матушке, по Волге», «Дубинушка», «Тонкая рябина», частушки. Леонид Алексеевич сам подобрал для ребят свои любимые песни «Среди долины ровныя», «Как пойду ль я на быструю речку», малыши с удовольствием распевают шуточную народную песню «Две курицы».

— И с каким же задором поют мальчишки солдатскую песню «Солдатушки — бравы ребятушки», — говорит учитель. — Старинные солдатские песни — не чета современным, где все больше про девчонок поется, а в старину солдаты пели про матушку-отчизну, про ее славу и величие, о ратных подвигах.

И сейчас об этом забывать не гоже.

Музыка наша всегда была патриотической, и должна таковою оставаться.

«Пишутся песни бог знает о чем, — продолжает учитель, — о совершенной ерунде, вроде «Мухи на стекле» или «Девочки в баре», и даже по телевидению исполняются песенные «шедевры» юных рок-музыкантов. А мне кажется, что песни должны быть другими. Вот послушайте песню о капитане Калинине. — Кто он, капитан Калинин? Леониду Соловьеву по молодости лет не пришлось воевать, и с капитаном Калининым он встретился много позже, после войны. Стоял тот на черноморском берегу, высокий, освещенный ярким южным солнцем. Только не живой — в камне.

В конце апреля сорок четвертого десантный отряд из 30 человек под командованием капитана Калинина высадился на плацдарме под Анапой. В неравном бою полегли все моряки-десантники, но и гитлеровцев положили в 4 раза больше. В живых остался один капитан. Вышел он к врагам, будто сдаваться, и последней гранатой подорвал себя и фашистских солдат. Немецкий офицер, потрясенный беспримерной храбростью русского капитана, приказал похоронить героя со всеми воинскими почестями. Трижды прогремели над могилой орудийные залпы, враги склонили головы. А ведь это признание противником превосходства советского воина значило, что для них война были уже проиграна.

Об этом и написал свою песню школьный учитель. Вначале родилась музыка, на нее легли стихотворные строки. Ребята часто просят учителя ее спеть и подпевают — песня стала любимой в школе.

Школьный учитель Соловьев пишет песни и убежден, что отношение к ним у ребят особенное: они и гордятся, что эти песни для них написаны, и интерес к музыкальному творчеству песни пробуждают. Многие ученики тоже начинают сочинять песни.

© Нет Попсе - www.no-pop.ru