Оркестру Академии бронетанковых войск 55 лет, он был лауреатом Всеармейского конкурса духовых оркестров занимал призовые места, дирижеры получали почетные звания. В коллективе 40 человек, в основном музыканты со специальным средним образованием.

Многие, как и сам Южаков, увлеклись духовой музыкой в кружках самодеятельности и полюбили ее навсегда. Дирижер считает, что у этого состава все еще впереди. Например, участие в очередном Всеармейском конкурсе, к которому среди прочих работ готовят балетную сюиту Валерия Гаврилина «Дом у дороги».

А пока идет обычная жизнь. Обслуживая по заявкам ЦПКиО им. Горького, ЦДСА, Лефортовский па к МВО, Битцевскую зону отдыха, на концертах и «часах» духовой музыки исполнители видят, что слушают их все с большим воодушевлением и вниманием. В программе русская советская музыка. Очень часто оркестр приглашают на тематические вечера. Например, я наблюдала, как всецело зависела атмосфера вечера отдыха из цикла «Отдыхаем всей семьей» в ДК ЗИЛа от музыки духового оркестра. А по пятницам, субботам и воскресеньям музыканты по традиции играют на вечерах любителей бальных танцев в ЦДСА. Привычную военную форму меняют на концертные костюмы, а к инструментам прибавляются рояль и несколько инструментов вокального оркестра. Вечера необычные! Хотите увидеть современный бал? Приходите.

Сравнивая духовой оркестр с симфоническим, В. И. Южаков говорит:

— Симфонический — более гибкий, масштабный, яркий по тембру, а духовой специфичен, возможности его несколько иные, но от этого задачи своей художественной высоты не теряют, и воплощать их следует столь же качественно. К слову сказать, музыканты духового — величайшие труженики и патриоты своего дела, не бросают его в угоду конъюнктурным соображениям, а это говорит о многом.

Два раза в году у духовиков особо ответственные выступления: в Доме композиторов играют симфонии и увертюры. Год от года программы усложняются: достаточно посмотреть, что играли выпускники этого года: Моцарт — Концерт для фортепьяно с оркестром; Рахманинов — Концерт для фортепьяно с оркестром; Лист — Капелла Вильгельма Теля; Кальдерой — Музыка к поэме «Огонь, крик и луна». Во время всех этих выступлений отчетливо проявляются сложности их жизни. Прежде всего это отношение известных современных композиторов к духовой музыке как к прикладному жанру, в то время как в прошлом веке Чайковский и Римский-Корсаков, Ипполитов-Иванов, Мясковский писали специально для духовых оркестров, даже симфонии.

© Нет Попсе - www.no-pop.ru