На сцене Большого театра Мансуровым заново осуществлены постановки опер «Семен Котко» С. Прокофьева, «Русалка» А. Даргомыжского, «Трубадур» Дж. Верди, «Испанский час» М. Равеля, балеты «Русская сказка» М. Чулаки, «Посвящение» В. Овчинникова, а также «Ромео и Юлия» Г. Берлиоза, «Макбет» К. Молчанова.

Мансуров дирижирует на спектаклях «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» П. Чайковского, «Каменный гость» А. Даргомыжского, «Тоска» Дж. Пуччини. Первой его постановкой в Большом театре была «Царская невеста» Н. Римского-Корсакова, дирижировал он и «Севильским цирюльником» Дж. Россини.

Опера — музыкально-театральный жанр, объединяющий все выразительные средства: оркестр, хор, солистов. В отличие от ораторий и кантат представляют ее на сценах театров. И поэтому когда дирижеров спрашивают, чем легче дирижировать — оперой или симфоническим оркестром, они обычно отвечают, что, несмотря на то что опера по сравнению. С симфонической музыкой имеет определенные ограничения (в ней известна фабула, и дирижер с оркестром призваны лишь иллюстрировать поведение артистов на сцене, солист здесь фигура заглавная, отсутствует он — не состоится спектакль), именно опера благодаря сиянию музыки, слова и действия способна поднять эмоциональное состояние слушателей до таких высот, до каких вред ли поднимет драматическое произведение. И при этом дирижер обязательно подчеркнет, что умелое дирижирование оперой подразумевает растворение в чужом таланте, способность чувствовать дыхание певцов.

Что касается Мансурова, на мой взгляд, он поровну делит свою любовь между оперной и симфонической музыкой. Но прежде чем рассказать о том, как складываются у дирижера отношения с солистами на репетициях (а это самое сложное, потому что понятие «раствориться в чужом таланте» несет в себе весьма глубокий и определенный смысл), совершим путешествие по морю музыкальных инструментов, из которых извлекается волшебная музыка увертюры (франц. ouver-ture, от лат. aperture — открытие, начало), настраивающая нас на восприятие оперного спектакля.

Итак, вы пришли в театр. До начала спектакля несколько минут. Прочли либретто — содержание оперы. Занавес опущен, а в оркестровой яме хаос звуков — музыканты настраиваются. Сегодня оперой «Тоска» дирижирует Фуат Мансуров. И вот свет гаснет, появляется дирижер — высокий изящный человек с благородными манерами и внешностью профессора. Раздаются первые звуки музыки. Увертюра знакомит вас с основными темами оперы Джакомо Пуччини, написанной в 1899 г.

Этот итальянский композитор, творивший в конце XIX — начале XX в. (оперы «Манон Леско», «Богема», «Чио-Чио-сан», «Девушка с Запада», «Турандот»), был представителем веризма (от ит. vero — правдивый), т. е. реалистического направления в итальянской опере, исповедовал подчеркнуто эмоциональный стиль. Для него характерно внимание к острым драматическим коллизиям, к переживаниям героев. Вот и героиня оперы «Тоска», актриса Флория Тоска переживает драму разлуки с любимым человеком — художником Марио Каварадосси. Роковую роль в предательстве и казни Марио играет вероломный прокурор Рима Скарпиа (трагедия разворачивается в средние века), домогающийся внимания Тоски. И в увертюре вы отчетливо различаете тему страстной и нежной любви Тоски и Каварадосси и тему жаждущего плотских утех предателя и обманщика Скарпиа.

© Нет Попсе - www.no-pop.ru