Еще один оркестрант «Бояна» — Юрий Федин. Играет он и на домре, и на жалейке, и на брелке, и на свистульке — глиняном петушке. Свистульку-петушка подарил друг, и долгое время стояла она без дела на серванте. И вот как-то раз взял Юрий свистульку в руки, стал пробовать ее на все лады — оказалось, «петушок» восемь чистых звуков высвистывает — целую октаву!

И стал с той поры глиняный петушок полноправным музыкальным инструментом в оркестре «Боян». И теперь мечтает Юрий Федин о том, что когда-нибудь специально для «петушка» будет написана пьеса.

А ведь глиняная свистулька действительно заслуживает такой чести. Свистулька, или окарина, — это один из первых духовых инструментов наших самых далеких предков. На звонких глиняных свистульках любили играть древние русичи. Для каждого праздника либо обряда лепились свистульки различных форм, а значит, имели свое особое звучание. Еще в нынешнем столетии в вятских деревнях бытовали праздники, получившие название «Свистунья» либо «Свистопляска», где полагалось свистеть в глиняные свистульки. Такие праздники были и в других деревнях и являли собой не что иное, как отголоски верований древних славян, их культа бога солнца Ярилы.

Жалейка тоже относится к духовым инструментам, к так называемым тростевым, и самые ближайшие ее родственницы — зурна, кларнет, трембита. Мастерили жалейку из бузины и ивы, а подходящим материалом для раструба служили береста либо коровий рог. Голос у жалейки — грустный, печальный. «Жальник» — так в старину называлось кладбище, где всегда росло много ив, из которых и делали жалейки.

Брёлка — это тоже жалейка, только несколько иной формы. Родом она из Тверской губернии, где ива называлась брединой, отсюда и название инструмента.

И брелку, и жалейку относят к язычковым духовым инструментам, а знаменитый владимирский рожок — к мундштучным. В родстве со скромным пастушеским рожком — горн и пехотный рожок, труба и геликон.

Помните, «Хорошо рожок играет — выговаривает…» Так оно и есть: при игре на рожке слова песни мысленно проговариваешь. Были рожки кленовые, березовые, яблоневые, грушевые, но самыми певучими считались можжевеловые. А лучшими рожечниками исстари слыли владимирцы. В совершенстве владели этим искусством пастухи. Прежде чем пастуха нанять на работу, слушали, как-то он на рожке играет? Коль хорошо — значит, пастух добрый. Часто собирались рожечники в ансамбли либо хоры, играли перед простым людом на деревенских ярмарках и праздниках.

Ансамбль владимирских рожечников, созданный Николаем Кондратьевым, выступал на Международной Парижской выставке в 1884 г., где немало подивил парижан своим замечательным искусством.

Старая фотография запечатлела участников ансамбля — первых народных (в самом буквальном смысле) артистов — их лица аскетичны, даже суровы, на головах — высокие поярковые шляпы, на плечи наброшены азямы — долгополые кафтаны, обуты в лапти. Не лица — а лики у этих бородачей: так они торжественны, красивы, преисполнены значимостью своего дела — музыка для них не забава, а работу ничуть не уступающая крестьянской.

Есть в «Бояне» и артисты, играющие народных ударных и самозвучащих инструментах: бубнах, ложках, кокошниках (колотушках).

Вот такие чудо-инструменты — от самых простых: деревянных ложек и глиняного петушка до древних гуслей и домры — дожили до наших дней, не превратившись в музейные экспонаты, и по-прежнему радуют нас своими чистыми и звонкими голосами.

© Нет Попсе - www.no-pop.ru