…Но несколько слов об оркестре. История сохранила немало описаний больших и малых ансамблей, существовавших издревле: в Ассирии и Вавилоне, в Древней Греции, в Европе средних веков и эпохи Ренессанса. Придворные торжества, народные праздники, спортивные состязания сопровождались музыкой.

О возникновении оркестра, связанном с зарождением светской музыки, появлением жанров оперы, балета и оратории, стало возможным говорить лишь тогда, когда композиторы начали писать инструментальные произведения специально для исполнения перед публикой.

Родина оркестра — Италия. Первые оркестры, исполнявшие музыку опер и балетов, состояли всего из нескольких лютен и клавишного инструмента — клавичембало. Постепенно к ним присоединились смычковые — семейство внол, а затем — скрипки. Появились и духовые инструменты — семейство флейт, гобоев и фаготов, трубы; из ударных первыми возникли литавры. Долгое время непременными участниками оркестров оставались клавичембало или орган.

Оркестры того времени были случайными по составу, лишь с середины XVII в. начали зарождаться первые постоянные оркестры. В Париже был создан струнный оркестр «Двадцать четыре скрипки Людовика XIV». Им руководил композитор Люлли. По этому же образцу в Лондоне появились «Двадцать четыре скрипки Карла II», где капельмейстером стал композитор Перселл.

Иоганн Себастьян Бах и Георг Гендель оставались верными оркестровым традициям XVII в. Но в составах инструментов, для которых они писали свои произведения, отразилось изменение музыкальных вкусов, которое намечалось на грани XVII—XVIII вв. Ушли в прошлое виолы и прямые флейты. Они были вытеснены инструментами более сильного тона: семейством скрипок, поперечными флейтами. Любимцами публики становятся фагот и гобой. В оркестре Баха и Генделя окончательно сформировалась струнная смычковая группа инструментов. В нее вошли скрипки (их делят на две подгруппы — первые и вторые скрипки), альты, виолончели и контрабасы.

К слову сказать, именно к этой группе с особой симпатией относится Фуат Шакирович — в нее входит его любимый инструмент виолончель. У виолончели, несмотря на необычайную выразительность и глубину звучания, не такая счастливая судьба, как у «королевы музыкальных инструментов» — скрипки. Лишь с недавних пор композиторы и исполнители оценили возможности виолончели и допустили ее даже на равных с другими инструментами участвовать в конкурсах имени Чайковского.

Базовым оперным инструментом считается контрабас — «фундамент оркестра», произошедший от скрипки и виолончели. Его угрюмый, мрачноватый тембр часто использовал один из крупнейших оперных композиторов-реалистов Джузеппе Верди: в опере «Аида» — в сцене суда над изменником Радомесом, происходящей в подземелье, звучит выразительное соло на контрабасе; в психологической музыкальной драме «Отелло» перед трагической развязкой отчетливо слышен этот же голос.

Особую торжественность звучанию оркестра придает орган, особое благородство — древнейшая арфа, а особую трепетность — флейта; не случайно композиторы французской школы уделяли такое внимание двум последним инструментам. Так, композитор Глюк, работавший в Париже, отдал ведущую тему в опере «Орфей и Эвридика» флейте. А во всех русских оперных сочинениях — «Царская невеста», «Псковитянка», «Борис Годунов», «Хованщина», «Князь Игорь», «Пиковая дама», «Евгений Онегин», «Сказание о невидимом граде Китеже» — используется звучание колоколов, великолепно могут изображать его, например, валторны.

© Нет Попсе - www.no-pop.ru