Впрочем, об истории… Духовая музыка насчитывает около 250 лет существования. В первой четверти XVIII в. указами Петра I учреждались оркестры нового типа, для этого покупали или нанимали нужных исполнителей, привлекали музыкантов-шведов, взятых в плен во время Северной войны, подготавливали отечественных специалистов.

И в скором будущем культура духовой музыки была поднята на высокий уровень. Военная музыка занимает все большее место на торжественных празднествах, посвященных победам русского оружия, а вскоре ни один праздник, свадьба, маскарад не обходятся без ее участия.

В XVIII в. в России появилась роговая музыка, которая просуществовала до 30-х гг. XIX в. Роговой оркестр состоял из 37 инструментов — от басов до дискантов, на каждом из которых можно было извлечь только одну rf-\y. Тем не менее репертуар был обширен — от народных песен до увертюр и отрывков из опер.

В начале XIX в. во многом были усовершенствованы духовые инструменты, а также сконструированы новые. Это значительно обогатило звучность оркестров, сделало более содержательным репертуар. А во второй половине прошлого века коренным образом перестроили и модернизировали музыкальные службы русской армии и флота. Огромную работу провел во время десятилетней службы на посту инспектора флотских хоров Н. А. Римский-Корсаков, по образованию морской офицер. Он наблюдал за музыкантскими хорами, их комплектованием и репертуаром, принимал капельмейстеров, разыскивал способных музыкантов, делал аранжировки для морских оркестров, устраивал концерты военной музыки с участием известных исполнителей.

Во время революции и гражданской войны ни один митинг не обходился без духового оркестра. Фонограмм и радиомашин не было, зажечь сердца людей помогала боевая музыка. Под нее шли в поход и на работу, митинговали и провожали в последний путь героев революции. Музыка эта всегда была разнообразна и полна смысла.

— Подобрать интересный репертуар из современных произведений, — утверждает дирижер, — весьма сложно. Более того, время давно требует иного взгляда на функции инструментов в оркестре. Например, валторна по привычке используется лишь для аккомпанемента, характер же ее звучания может быть совершенно иным, достаточно отойти от традиции. Больше новаторства в инструментовках: иного образа мышления вообще требует от музыкантов-духовиков время. Лишь в этом случае можно будет опровергнуть распространенное мнение: «А-а, раз в военном духовом оркестре играет — значит, в симфонисты не вышел».

© Нет Попсе - www.no-pop.ru