Но скажем несколько слов об остальных инструментах «Барокко». Гобой (от фр. haut-bois) — «высокое дерево» — «духовой, язычковый»), как и все деревянные инструменты, произошел от народных пастушеских свирелей, дудочек, сама конструкция его, конечно, претерпела изменения, и с XVIII в. он существует примерно в современном виде.

Представляет собой трубку конической формы с системой клапанов, обладает несколько «носовым», а в верхнем регистре — резким тембром, оттого что воздух в трубку вдувается через двойную «трость» (т. е. язычок, который при исполнении берется в рот). Существует в двух разновидностях — гобой и английский рожок (альтовый гобой). Гобой считался любимым инструментом королей, но пасторальность (от лат. pastoralis — «пастушеский») его звучания напоминает далеко не о королевском его происхождении. Флейта (от лат. flatus — «ветер, дуновение») — также деревянный духовой инструмент в виде продолговатой цилиндрической трубки с системой клапанов, закрытой с одного конца, около которого есть специальное боковое отверстие, через которое губами вдувается воздух. Высота звука флейты меняется путем передувания, т. е. перехода с одного звука на другой, также при этом открываются и закрываются клапанами ‘отверстия. Изготавливают инструмент из металла и даже из стекла, различают четыре разновидности флейты — большая, малая альтовая и басовая. Флейте доступна самая разнообразная техника, ей часто поручают оркестровое соло, тембр ее в среднем регистре ясный, прозрачный, в низком — шипящий, а в верхнем — резковатый. Применяют ее в симфонических и духовых оркестрах, чаще других деревянных наряду с кларнетами входит она в камерные ансамбли. Виолончель (от ит. violone «большая виола, контрабас», уменьшительное violoncello — «контрабасик, контра-басенок, контрабасишко») — существующий с первой половины XVI в. струнный смычковый инструмент такого же строения, как и скрипка, но значительно больших размеров. На виолончели играют сидя, ставя ее перед собой и упирая ее в пол особой ножкой с острием. Принципы игры те же, что и на скрипке, но вследствие больших размеров и иного положения играющего техника игры несколько ограниченнее. Виолончель строили самые первые скрипичные мастера — Бертолотти, Маджини, Амати. До совершенства довели Страдивари и его ученик Карло Бергонци.

Звук виолончели сочный, певучий и напряженный, совершенно особенный тембр и характер звучания. Когда нужно выразить музыкой скорбь, печаль, грусть, отчаяние, инструменту этому нет равных — настолько глубоко передает он эти чувства. Но в оркестрах виолончели долгое время поручали только сопровождение, причем в этом она не была самостоятельна, а лишь дублировала партии других. Не сразу необыкновенные качества ее были замечены, приемы игры усовершенствованы большими музыкантами, композиторы стали писать для нее отдельные партии, а затем признали солирующим инструментом. Виолончель — обязательный участник струнных квартетов, в которых она является самым низким инструментом, а также часто применяется во всевозможных камерных ансамблях. Уже говорилось о том, что виолончелисты с недавних пор участвуют в международных конкурсах наряду со скрипачами и пианистами, а произведения для виолончели неотделимы от другого музыкального богатства.

Клавесин (фр. clavecin) — так назывались предшественники фортепиано — клавишно-струнные щипковые инструменты XVI — ICVIII вв. (нем. клавицимбал, ит. чембало, англ. вирджинэль) с несколькими клавиатурами (Мануэлями), а также регистрами. Напомним, что струны в нем зацепляются перышком или металлическим щипом; звук постоянной силы, короткий, быстро затухающий, качество его меняется путем перехода с одной клавиатуры на другую и переключением регистров. Клавесины изготавливали в виде затейливых ларцев, книг, шкатулок, размещали в дорожных шкафах, одна из его разновидностей — небольших размеров, прямоугольной формы — называлась спинет (ит. spinetta — от spino — «шип», spineto — «терновник»).

А теперь попытайтесь представить хор из этих пяти инструментов, с историей возникновения, уходящей в далекие века, и вы ощутите аромат музыки камерного ансамбля «Барокко» (ит. bаrokko — «странный, причудливый». Основной стиль в искусстве XVI— XVIII вв.). И в целом такая яркость мелодического рисунка, такая гармоническая насыщенность!

© Нет Попсе - www.no-pop.ru