Любу Быстрову — ведущую домристку оркестра, в шутку называют старожилом — более 10 лет играет она в «Бонне». За это время и не перечесть, сколько разноязыких стран, больших и малых городов перевидела она и сколько людей слушали ее виртуозную игру. Почему из великого множества музыкальных инструментов отдала Люба предпочтение именно домре?

Чем пленила ее она, неприметная с виду и негромкоголосая? Не в первый раз задают Любе Быстровой этот вопрос знакомые и малознакомые люди.

Домбристкой она стала, можно сказать, волей случая. В музыкальной школе, где училась Люба, домра почему-то считалась чисто женским инструментом. И только позже, гораздо позже, когда пришло понимание инструмента, его души и возможностей, выбор был сделан окончательно — домра стала и ее судьбой, и делом всей жизни.

У этого древнего и веселого инструмента есть своя богатая история, подчас полная драматических событий. Название его, как пишет Даль, произошло от русского слова «дуть». Домра менее знаменита, чем прославленная балалайка, такой всемирной славы у нее нет. Но не будь домры, не было бы и балалайки, ведь именно домра считается ее прародительницей. А вот подлинной древнерусской домры пока так и не удалось найти — не сохранилось ни описания, ни изображения этого столь любимого скоморохами инструмента. Причиной тому послужил царский указ 1649 г., когда царь Алексей Михайлович с патриархом Никоном выводили скоморошество на Руси: «Где объявятся домры, и сурны, и гудки, и гусли, и хари, и всякие гудебные сосуды — все выимать, и, изломав те бесовские игры, велеть жечь. А которые люди от всего того богомерзкого дела не отстанут — тех людей бить батогами… и ссылать на окраины государства Российского.

Современная домра обязана своим возрождением знаменитому русскому музыканту Василию Васильевичу Андрееву. Именно им в 1896 г. и была реконструирована домра, а основой для нее послужила… вятская балалайка. Вот ведь как дело обернулось: домра некогда дала жизнь балалайке, а балалайка — через столетия — домре! Имела та андреевская домра три струны, настройка струн была квартовой. Позже, в начале нынешнего столетия, появилась новая четырехструнная домра, уже с квинтовым строем. В 90-х годах прошлого столетия «на сцену» вышли домра-бас и домра-прима. Так домра не только заняла достойное мессто в семье музыкальных инструментов, но и вместе с балалайкой послужила основой для создания новых из них. И в состав самого первого оркестра народных инструментов, названного Великорусским, организатором и руководителем которого был Андреев, вошли домристы и балалаечники.

© Нет Попсе - www.no-pop.ru